5 класс







Раздел I. Музыка и литература.

Вокализ - специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов. Основное назначение вокализа - способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности голоса. Однако часто встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение. К ним относятся вокализы М. И. Глинки, широко известный "Вокализ" С. В. Рахманинова

---------------------------------------------------------------------------------------
СНЕГ ИДЁТ
Снег идёт, снег идёт.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
C верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет ,
Или как слова в поэме?
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот. 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

РЕКВИЕМ

По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------

Музыка в театре, кино и на телевидении.

«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
Съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы. Музыку к фильму создал великий русский композитор Сергей Прокофьев. Его саундтрек, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет собой полноценное классическое произведение и считается одним из лучших саундтреков в советском кино. По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей:
1) «Русь под игом монгольским» 2) «Песнь об Александре Невском» 3) «Крестоносцы во Пскове» 4) «Вставайте, люди русские!» 5) «Ледовое побоище» 6) «Поле мертвых» 7) «Въезд Александра во Псков»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Песня Красной Шапочки.
 Песня из кинофильма "Зелёные цепочки"
------------------------------------------------------------------------------------------------

Музыка и изобразительное искусство.

Благовещение Пресвятой Богородицы.
Песнь Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших. Богородица — родившая Бога. Слова радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия (Лк. 1, 28). Слова Благословенна Ты в женах означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других жен (Лк. 1, 42; Пс. 44, 18). Благодатная — исполненная благодати, милости от Бога. Благословенна — прославлена. Слова благословен Плод чрева Твоего взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после благовещения пожелала ее посетить (Лк. 1, 42). Плод чрева Ее — Сын Божий Иисус Христос. ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.  Благовест – это первый вид колокольного звона. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют мерные удары. Благовестом этот звон называется потому, что именно им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Трезвон выражает собой христианскую радость, и совершается в самые торжественные моменты Богослужения. Двузвон - это звон во все колокола дважды. Перезвон - это медленный звон поочередно в каждый колокол. Он символизирует собою "истощение" или смерть Господа Иисуса Христа ради нашего спасения. Такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Великую Пятницу и Великую Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Частый же перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. Перебор или похоронный, погребальный звон - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз. Перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов. Совершается он несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше. Множество монастырей в России, и почти в каждом из них звучит своя уникальная красота колокола.  Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром», "Светлый праздник" сюита для двух фортепиано.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
"В каждой мимолётности вижу я миры."
Познакомившись со стихотворением К. Бальмонта «Я не знаю мудрости», композитор увлёкся идеей огненной изменчивости, «мгновенности» и решил взять из него название для своего сочинения - «Мимолётности».
Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости годной для других, Только мимолётности я влагаю в стих. В каждой мимолётности вижу я миры. Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей… Вас я не зову!
(К. Бальмонт)
«Мимолётности» объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора.  Стремление передать минутные впечатления, «игру мгновения», изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников-импрессионистов, с живописными беспредметными образами.
Философская идея нашла отражение и в самой музыкальной ткани произведения. Каждая пьеса цикла настолько коротка, что её сравнивают с миражом в пустыне, который то исчезает, то появляется снова. В музыке «Мимолётностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.
Будучи своеобразными страницами дневника, «Мимолётности» стали и своего рода «кратким словарём» стиля Прокофьева. Они вобрали в себя основные типы прокофьевских образов, сконцентрировали основные элементы речи.
Пьесы совершенно самостоятельны и обособлены, но в то же время образуют единое целое. Не случайно Прокофьев в «Автобиографии» упоминает о порядке, а Мясковский пишет в статье о «Мимолётностях», что «...чем больше проникаешь в их своеобразие и неисчерпаемое богатство содержания, тем более чувствуешь, что мимолётность таит в себе какую-то неразрывность дневника, рисующего в своей прерывности, быть может с ещё большей ясностью, нежели при преднамеренной связанности, единую сущность выявившейся в нём души?»
По жанровому наклонению «Мимолётности» разделяются на три группы, разнообразные и даже контрастные внутри.
Наибольшая группа, которая и приближает цикл к страницам дневника, - лирические мимолётности. В них Прокофьев создаёт тонкие оттенки лирики и использует многообразные выразительные средства: от простейших песенных до изысканно импрессионистичных.
«Мимолётность» № 1 основана на двух темах песенного, лирического склада: в мелодии первой подчёркнута простота диатонических интонаций. Но она обладает типичным для прокофьевского стиля свойством: мелодия развивается в широком диапазоне, охватывающем две октавы. Простота второй темы оборачивается загадочностью и таинственностью: начало с уменьшенного трезвучия, низкий регистр, черты хоральности.
Из всего цикла выделяется «Мимолётность» № 7, где фортепиано подражает нежному и живописному звучанию арфы.
Другую область составляют мимолётности скерцозного типа. Градации скерцозных тем широки - от шутливости до иронии и гротеска. В скерцозности Прокофьев подчёркивает момент игры: регистрами, тембрами, акцентами, динамикой. Нередко пьесы представляют собой миниатюрные инструментальные сценки с ярко театральными образами. В них узнаются маски скоморохов, шутников, трогательных кукольных героев, напоминающих Петрушку.
Такова «Мимолётность» № 10. Её характер определён Прокофьевым в ремарке «Ridicolosamente», что означает - «смешно». Петрушечный образ в этой мимолётности создаётся противопоставлением строгого, равномерного движения аккомпанемента и не укладывающегося в точные логические схемы движения мелодии. Причудливы как ритмика мимолётности, так и сопоставление гармоний, акцентов, регистров, динамики.
В 1968 году фортепианный цикл «Мимолётности» дал рождение балету, превратившему сочинение С. Прокофьева в вереницу зримых хореографических картин.
 А в 1975-м - анимационному фильму, в котором персонажи и пейзажи оживают под звуки фортепианных миниатюр.
В. В. Кандинский известен большинству как художник-авангардист первой половины XX столетия, однако мало кто знает о его поэтических и особенно музыкальных дарованиях. Они проявились очень многогранно. Поэтому возникающая отсюда проблема взаимодействия музыки и живописи в жизни и творчестве В. Кандинского вполне заслуживает самостоятельного исследования. Её можно рассматривать с разных точек зрения: это музыкальные таланты самого В. Кандинского и его деятельность как музыканта-профессионала; творческие и дружеские связи с музыкантами; музыка в его живописном и литературном творчестве.
Художник хорошо владел фортепиано и виолончелью. В своих теоретических работах он затрагивал проблемы музыки, часто прибегал к параллелям между изобразительным и музыкальным искусством, упоминал имена композиторов, среди которых наиболее любимыми им были Р. Вагнер, М. Мусоргский, К. Дебюсси, А. Скрябин.
 Мариамна Шерлинг "Мимолётности" С Прокофьев
  1. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------