6 класс








А. П. Бородин Струнный квартет. Ноктюрн.




1. Орнамент I2. Зверь нападает на всадника3. Орнамент II4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого5. Михайловский придел6. Борьба ряженых7. Музыкант8. Скоморохи9. Орнамент III



-------------------------------------------------------------------------------
Авторская песня. Прошлое и настоящее.


Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен,  по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.
БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (звучит ария из оперы «Садко»)
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники).
Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.

Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие образцы авторской песни, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.
В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.
В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару. Сначала авторские песни чаще называли студенческие и туристические. Их сочиняли и пели в основном студенты и туристы.

Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. 


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Камерная (от латинского слова camera - комната) музыка написана специально для исполнения в небольших помещениях. В 17-18 вв. такая музыка звучала в покоях знатных вельмож, во время светских праздников. В 19 в. камерная музыка звучала в салонах аристократов и во время домашнего музицирования. Да и исполняли камерную музыку небольшим составом музыкантов. Дуэты, трио, квартеты, небольшой оркестр. 
К жанрам камерной музыки относятся: произведения для одного или двух исполнителей (романсы и песни; инструментальные пьесы - прелюдии, ноктюрны, этюды, баллады, мазурки, полонезы, вальсы и др.; все сонаты; инструментальные сюиты), дуэты, трио, квартеты, квинтеты, произведения для камерного оркестра или камерного хора.
Польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849) был не только прекрасным композитором, но и виртуозным пианистом. Его любимым инструментом было фортепиано, на нем Шопен вдохновенно играл, импровизировал во время концертов. Для фортепиано написаны все его сочинения. Мазурки, вальсы, полонезы, баллады, экспромты, ноктюрны, скерцо, прелюдии.
В 19 веке, при жизни Шопена, эта музыка звучала во время салонных концертов, которые были популярны в высшем обществе. В наше время музыка Шопена звучит в концертных залах.

Революционный этюд.
Прелюдия №4
---------------------------------------------------------------------------------
Антонио Вивальди 
Четыре времени года
Четыре своих знаменитых концерта для скрипки, Вивальди написал, вдохновившись четырьмя сонетами неизвестного поэта, названными по временам года.
Энергичное Allegro, которым начинается «Весна», иллюстрирует следующие строчки соответствующего сонета: «Пришла весна, и птицы приветствуют ее радостным пением, и реки несут свои воды, нежно журча. Тучи затягивают небо черным плащом, гром и молния предвещают бурю, но вскоре птицы, будто останавливая ее, вновь начинают свою чарующую песню».
Вторая часть — Largo — пленяет слушателя пасторальной картиной («И тогда на цветущем лугу в милом шелесте листьев и трав спит пастух, а у ног его — верный пес»), а финальное Allegro напоминает стремительный деревенский танец («Под радостные звуки волынки танцуют нимфы, и танцует пастух, а над ними — ясное небо набирающей силу весны»).
Allegro поп molto, первая часть «Лета», рисует картину жаркого дня и собирающейся грозы: «Под жестокими лучами палящего солнца человек слабеет, стадо разбредается. Кукует кукушка, поет горлица, дует легкий ветерок... и плачет пастух, ибо страшится жестокого Борея и судьбы своей». Adagio также наполнено этой атмосферой ожидания: «Не дает уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом, и сердитым жужжанием мух и комаров». В Presto, наконец, грянула буря: «Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает».
«Осень» посвящена сбору винограда и охоте. Allegro иллюстрирует здесь такие строки: «Танцем и песней деревенские жители отмечают радость сбора урожая и, развеселившись напитком Бахуса, после утех засыпают».
Adagio molto изображает «хмельную дрему» селян: «Воздух так успокаивает, что все бросают и петь, и танцевать... Осень навевает сладкие сны». А в финальном Allegro уже слышатся отзвуки охоты: «На рассвете охотник выходит с рогом и собаками. Дикий зверь испуган шумом пальбы и собачьим лаем, он устал, обессилел от бега и, затравленный, погибает».
"Осень" часть 3 "Охота"
Последний концерт цикла, «Зима», -самый выразительный. Allegro non molto рисует слушателю одинокого путника — «В ледяной дрожи, среди холодного снега, обдуваемый сильным ветром, бредет он, от холода стуча зубами». В Largo появляется тепло греющего очага; эта часть навевает думы о том, как славно «проводить у камина спокойные милые дни, когда дождь за окном весь мир заливает». Но домашний покой и уют не вечны. Главными героями Allegro оказываются лед и ветер. Стремительные пассажи солирующей скрипки драматически завершают концерт и весь цикл: «Люди медленно идут по льду, боясь упасть, ступая осторожно. Поскальзываются, падают, снова встают и идут... Из-за железных дверей дует жестокий сирокко. Это и есть зима».
---------------------------------------------------------------------------------

Иоганн Себастьян Бах

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой.  К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»  — «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:  Он в темной короне, с густой бородой».  — «О нет, то белеет туман над водой».  «Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;  Из золота слиты чертоги мои».  «Родимый, лесной царь со мной говорит:  Он золото, перлы и радость сулит».  — «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».  «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей:  При месяце будут играть и летать,  Играя, летая, тебя усыплять».  «Родимый, лесной царь созвал дочерей:  Мне, вижу, кивают из темных ветвей».  — «О нет, все спокойно в ночной глубине:  То ветлы седые стоят в стороне».  «Дитя, я пленился твоей красотой:  Неволей иль волей, а будешь ты мой».  — «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит;  Младенец тоскует, младенец кричит;  Ездок погоняет, ездок доскакал...  В руках его мертвый младенец лежал.  Василий Жуковский
 ----------------------------------------------------------------------------------------------- Георгий  Свиридов.  Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина». Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».  № 1, «Тройка» № 2, «Вальс» № 3, «Весна и осень» № 4, «Романс» № 5, «Пастораль» №6  «Военный марш» № 7, «Венчание» № 8, «Отзвуки вальса» № 9, «Зимняя дорога»
--------------------------------------------------------------------------------------------

Словарь музыкальных терминов. Увертюра

Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, оперетты, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.
Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию.
Традиция возвещать о начале представления кратким музыкальным сигналом существовала задолго до того, как термин «увертюра» закрепился в творчестве сначала французских, а затем и других европейских композиторов XVII в. Вплоть до середины XVIII в. увертюры сочинялись по строго определенным правилам: их возвышенная, обобщенного характера музыка обычно не имела связи с последующим действием. Однако постепенно требования к увертюре изменялись: она все сильнее подчинялась общему художественному замыслу произведения.